Клуб··»   Откровение··»   Барды··»   Фестивали··»   Пресса··»   Гости··»   @Почта   ©MoroSoft 

СЕГЕЖСКИЙ КЛУБ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ

В КОСТОМУКШУ С ПЕСНЯМИ

С 24 по 26 сентября 1999
группа участников сегежского клуба авторской песни «Откровение»
побывала на IV бардовском фестивале памяти Сергея Ожигова в Костомукше

ЭХ, ДОРОГА

Костомукша от Сегежи находится всего в каких-то 250 километрах, но, оказывается, поездка туда может превратиться в проблему. Костомукшский автобус ходит нерегулярно даже в те три дня, определенные расписанием, к тому он маломестный, и рассчитывать на него по прошлогоднему опыту наша пятерка не хотела. У каждого предварительно было несколько вариантов решения транспортной проблемы, но чем ближе надвигался день отъезда, тем меньше их оставалось. Наконец все они рассыпались, как карючный домик. Что за наваждение! Решились позвонить в Костомукшу организатору фестиваля С. Погорелому. У того тоже было несколько вариантов, но в итоге круг замкнулся на том же ненадежном автобусе. Правда, Сергей договорился, чтобы рейс непременно состоялся, и даже купил для нас билеты. Как оказалось, такая предусмотрительность была совсем нелишней: когда мы подошли к автобусу, там стояло несколько пассажиров, тщетно просивших водителя взять их с собой — мест уже не было. А мы, счастливые, погрузив свои сумки и гитары, сели в автобус и поехали. Всю дорогу нам аккомпанировал дождь. Говорят, это добрая примета.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

В одном из помещений Дворца культуры “Дружба” отыскали участников и организаторов фестиваля. Мы появились как раз тогда, когда настоящей овацией собравшиеся встретили самого именитого гостя — питерского барда Юрия Кукина, автора популярнейшей в свое время песни “А я еду за туманом”. Забегая вперед, скажу, что Юрию Александровичу предстояло стать председателем жюри фестиваля, а его выступление на концерте мэтров “На бис” займет целое отделение. Помимо того, что зрители получат удовольствие от его песен, он окажется прекрасным рассказчиком, и мы узнаем немало интересных моментов из его жизни. Прольет свет он и на историю создания некоторых своих песен.

В этот вечер сегежским бардам, впрочем, как и остальным конкурсантам, предстояло пройти через творческие мастерские. Процесс этот, когда твое творчество оказывается перед специалистами, словно больной на операционном столе, конечно же, небезболезненный, но, по общему мнению, весьма полезный. На этот раз Владимир Кашин и Ирина Иванова решили выступить в авторской номинации, а Юлия Русакова — как сочинитель музыки.

Уже совсем поздно заказанный автобус доставил нас на турбазу на берегу озера Подкова, где было уготовано отдыхать участникам фестиваля в свободное от концертов время. Устроились комфортно — в домиках было тепло и уютно, имелась горячая вода, на кухне — электроплиты.

Только успели положить вещи, как всех позвали в самое большое помещение — столовую одного из домиков, где уже начинался “Свободный микрофон”. Это — традиция фестиваля. Действо происходит таким образом: все усаживаются вокруг, появляется гитара и кожаная шапочка. Эти атрибуты передаются от одного барда к другому, у кого на данный момент оказываются они, тот и исполняет песни. Как правило, звучит или самое популярное, или такое, чего редко, а то и вовсе не услышишь со сцены. То и дело раздаются шутки, смех, всем весело, хотя время перевалило далеко за полночь. В первую ночь мы спали от силы пару часов.

БАДФАЙТ

Утром в программе фестиваля значился бадфайт — вид спорта, изобретенный питерским бардом, мастером спорта по борьбе самбо Михаилом Семененко. Правила его несложны, волан для бадминтона надо при помощи одетых на руки и ноги бадфаек перебить через волейбольную сетку на поле соперника, счет — как в волейболе, до 15 ти. Во всяком случае мне, впервые воочию увидевшему эту игру, сразу же удалось понять ее смысл, и даже смог помочь Семененко в судействе разгоревшихся на площадке баталий. В мужских парных соревнованиях победил прошлогодний победитель, гость из Финляндии В. Матю щенко со своим сыном, а в смешанных парах сильнейшим оказался петрозаводский дуэт М. Тихонов — Р. Барбашина.

КОНКУРС

После обеда в столовой ГОКа, которым все остались очень довольны, для конкурсантов начиналось главное испытание. Все трое сегежан, решивших представить свои песни на суд жюри, прошли отбор, и теперь вместе с тремя десятками других претендентов на награды фестиваля должны были выйти на сцену зала Дворца культуры. Соперники у них были достойные — наряду с местными исполнителями и авторами было много петрозаводчан, представительница Питкяранты и даже гостья из Иванова, кстати, в этом году также побывавшая на Курском фестивале и на знаменитой “Груше”. Жюри же состояло из одних мэтров, кроме Ю. Кукина, в него входили два достаточно известных барда В. Соколов и В. Леви. Потому волнение, которое охватило наших участников, было вполне понятно. Добрую службу оно, увы, нс сослужи.

НА ТУРБАЗЕ

После мэтровского концерта “на бис” участники фестиваля должны были разделиться: одну группу ожидала поездка на погранзаставу, других соревнования по туристическому многоборью. Но неожиданно отлаженный механизм допустил сбой — погранзастава отменялась, и все поспешили на берег Подковы, где все было готово для старта. Вот только погода не “шептала”: холодный, пронизывающий ветер пробирал до костей. Видно, он то и напугал основную массу, которая предпочла выступить лишь в роли болельщиков.

Первыми на трассу отправились питерцы — прошлогодние чемпионы во главе с Виктором Соколовым. Они умело преодолели расстояние по канату, а затем в байдарке быстро промчались по заданному маршруту, не оставляя другим никаких шансов на победу. Второй вызвалась пройти трассу смешанная карельская команда, где петрозаводчанину Михаилу Тихонову пару составила наша Ирина Иванова. Они успешно завершили маршрут, уступив минуту питерцам. Но поскольку команды были разными по составу, обе они провозглашены победителями, на четверых получив призы — свежеиспеченный пирог и бутылку шампанского. Вот уж воистину — кто не рискует, тот не пьет шампанского, и наоборот.

БАРДОВСКИЕ ТУСОВКИ

Барды — конечно, люди удивительные. Где бы они ни были, если есть поблизости гитара, тут же она оказывается в чьих-то руках, и вот уже слышится мелодия песни. Разумеется, и на фестивале многое происходит не на официальной сцене. За три дня довелось услышать сотни песен, причем большинство из них — на бардовских тусовках. На них больше узнаешь о самих исполнителях. Вот, к примеру, интересный дуэт из Петрозаводска Михаил Яковлев и Николай Пищулов. Поют они и вместе, и порознь, но репертуар друг друга знают от и до. И в жизни очень дружны. А у костомукшанина Дмитрия Усова оказывается не так-то легко взять гитару, даже если она по обыкновению ходит по кругу. В лучшем случае с великим сожалением и неудовольствием он отдаст ее после 3—4 спетой своей песни.

С интересом именно на таких тусовках слушали хозяева и гости песни наших бардов Владимира Праслова и Владимира Кашина, бывших здесь дипломантами второго фестиваля. Пожимали руки, одобрительно хлопали по плечу. Всех особенно покорила прасловская песня “Фламенко”, а при исполнении им же пародий на творчество С. Погорелого многие смеялись до слез.

ДИПЛОМАНТЫ И ЛАУРЕАТЫ

Конкурсанты волновались до самого гала-концерта, не зная результатов творческого соревнования. Попытки выведать что-либо у членов жюри обычно не увенчивались успехом: те были немы, как рыбы. И только И. Ивановой кто-то из них под боль шим секретом сообщил, что она — к списке участников финального концер та, а это значит, что может рассчиты вать если не на лауреатство, то на диплом непременно. Впоследствии так оно и оказалось. Ирина была удосто ена диплома в авторской номинации. Для награждения отбирали действительно самых-самых: яркую исполнительницу Ю. Науман. из Питкяранты, оригинального автора Р. Барбашину (Петрозаводск), костомукшанина Е. Водолеева, четыре года шедшего к лауреатству. В числе дипломантов также петрозаводчане М. Андреева и М. Яковлев, а лауреатов — Л. Окунева из Иванова и трио Исаенко из Костомукши.

В ЗАВЕРШЕНИЕ

Мы уезжали самыми последними, потому на нашу долю выпало провожать всех — и питерский поезд, и петрозаводский. Грусть расставания скрашивала песня — она звучала и в автобусе по пути на вокзал, и на самом перроне.

Для нас же вновь благодаря стараниям организаторов подвернулась оказия — микроавтобус, следовавший в Петрозаводск по своим делам. Ночью мы были дома.

В. СВИНЦОВ.

музыкальная рекламамузыкальная реклама
 Клуб··»   Откровение··»   Барды··»   Фестивали··»   Пресса··»   Гости··»   @Почта   ©MoroSoft