Клуб··»   Откровение··»   Барды··»   Фестивали··»   Пресса··»   Гости··»   @Почта   ©MoroSoft 

СЕГЕЖСКИЙ КЛУБ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ

ПЕТЕРБУРГСКИЙ АККОРД 2000

Проснись и пой!

Под таким примерно девизом прошел 10 - 12 марта в Костомукше региональный тур фестиваля авторской песни "Петербургский аккорд".

Кто, если не я, воспоет мужество проводниц поезда "Петрозаводск - Костомукша"? Не пасть духом при виде чуть ли не полусотенной толпы с гитарами; в третьем часу ночи с решимостью отчаяния успокаивать ораву возбужденных бардов, готовых петь до утра; не упасть в обморок, увидев через три дня, что вся эта орава снова грузится в твой вагон... Правда, обратно мы ехали тихо. Силы были уже не те, и проводницы справлялись с нами, как с котятами.

Да и кто бы сумел сохранить здоровье после трех таких сумасшедших - суматошных дней? Миллионеров в КСП отродясь не водилось, платить за отдельные номера нам было не по карману, поэтому в двухместных комнатах ночевало по 9 человек. Автор этих строк до сих пор выправляет причудливые изгибы позвоночника, полученные после бурной ночи вдвоем на 70-ти сантиметровом матрасе (к утру нам удалось совершить невозможное: совместить два материальных тела в одной точке пространства...). Спать ложились в 5 утра, вставали в 10 и начинали шариться по давшей нам прибежище турбазе в поисках еды. (Оная турбаза располагалась километрах в трех от города - не слишком далеко, если есть время сходить за продуктами. Времени, однако, не было, ибо уже полпервого нас скопом грузили в автобус и везли в костомукшский ДК, где проходили концерты.) С гордостью признаюсь, что в первый день нашу команду выручил усвоенный мной во время занятий туризмом принцип, гласящий, что удаляться от дома более чем на 10 км без кило макарон в дамской сумочке - форменное самоубийство. Позже, однако, было труднее - продукты, купленные в городе во время перерывов между концертами, уничтожались где-то к трем часам ночи (независимо от их количества), и утром все повторялось по новой...

Впрочем, быт - как и всегда на такого рода мероприятиях - оставался где-то на грани восприятия, поскольку голова была занята более интересными вещами: глаза разбегались от обилия колоритных личностей (о эти большие, добрые, бородатые северные мужчины! мое бедное сердце разрывалось от желания полюбить всех сразу, причем на всю оставшуюся жизнь); уши сворачивались в трубочку от неимоверного количества попадающих в них песен; нос повертывался в сторону жюри и пытался уловить, куда дует ветер... Увы, ветер дул не в нашу сторону, что стало понятно после первого же дня, Поогорчавшись сначала, мы, с присущей нам скромностью и объективностью, решили: а чего огорчаться-то? Мы-то знаем, что мы не слабее, чем череповчане и нарьян-марцы, которым повезло больше. А если жюри лишило питерский фестиваль украшения в виде петрозаводской команды, то это ведь оно (жюри) не специально. Просто устало, бедное, мужественно преодолевая собою же созданные трудности в виде 9-тичасового прослушивания, и проглядело нас, алмазы неграненые... Впрочем, сей факт имел и положительную сторону: выбыв из конкурса, народ расслабился и получил удовольствие от программы внеконкурсной, которая имела место по ночам. И чего там только не было...

Бродя от одного турбазовского домика к другому, можно было найти песни и авторов на любой вкус: изысканно-лиричный Владимир Леви, живая легенда питерского рока (начинавший в начале 80-х годов в КСПешном проекте "Последний шанс"); загрузочно-философский Жуков в исполнении Евгения Бреловского; загрузочно-многословно-изощренный Щербаков в исполнении Олега Сибилева; светлое трио "Ангри" из Архангельска, напомнившее мне казавшееся безнадежно утраченным радостное детское восприятие мира; уморительно смешные стилизации под лагерные песни Виктора Гагина; сногсшибательная энергетика Михаила Семененко; головокружительное обаяние Виктора Соколова и многое, многое другое. Так что на самом деле все было замечательно. Но барды - народ злопамятный, и мы еще страшно отомстим. - Мы приедем опять. В таком же количестве. И посмотрим, кто кого...

Марина Андреева

Краткое пособие для начинающих фестивальщиков

Или как съездить на фестиваль авторской песни, затратив минимум средств и получив максимум удовольствия.

Итак, Рубикон перейден: вы решили ехать на фестиваль. Оцените еще раз свои силы - фестивальная жизнь затягивает посильнее героина: достаточно попробовать один раз - и отказаться практически невозможно. Готовы ли вы всю жизнь отвечать за последствия своего неосмотрительного поступка? Если не - съездите лучше на Майорку. Если да - переходим к следующему пункту.

1. Куда ехать?

Наши папы и мамы застали еще то счастливое время, когда бедный студент мог, не особо напрягаясь, махнуть куда-нибудь в Алма-Ату или во Владивосток. Сейчас, увы, это нереально. С точки зрения финансов из фестивальных мест для жителя Карелии реально достигаемы Мончегорск, Полярные зори, Костомукша, Питер и Москва. Столичные и питерские фестивали отбрасываем сразу, ибо начинающему фестивальщику там придется тяжко: он будет чувствовать себя потерянным в громадной толпе аборигенов, плюс трудности с жильем (подразумевается, что вы новичок и еще не обзавелись во всех городах страны приятелями и друзьями, к которым можно вломиться посреди ночи с гитарой под мышкой и полудюжиной друзей за спиной, сказать: "Здравствуй, Петя! Не приютишь на денек?" и остаться недели на две). В Мончегорске и Полярных Зорях ситуация в этом смысле лучше, но - далековато. И холодно. Остается Костомукша.

2. Как ехать?

Поскольку кредо истинного фестивальщика - минимум затрат, высший класс, конечно - путешествие автостопом. Но этот способ передвижения малопригоден для начинающих - скорее всего, вы доберетесь на фестиваль акурат к его закрытию. Поэтому рекомендую проверенные временем дедовские способы: автобус или поезд. Если вас много, вы можете арендовать в складчину целый автобус. Поскольку в этом случае чем больше собирается народа, тем каждому получается дешевле, сагитируйте всех своих друзей и родных. Этим вы сэкономите кучу денег - если, конечно, автобус не лопнет и если устроители фестиваля не умрут от разрыва сердца, увидев вылезающую из автобуса толпу. На чем бы вы не ехали, надо помнить, что, как ни трудно в это поверить, вокруг вас существует куча организаций, которые могут дать вам денег на поездку. Фишка в том, что практически в любой конторе в руководстве есть люди, фанатеющие (или фанатевшие в свое время) от авторской песни.

3. В качестве кого ехать?

Все фестивальщики делятся на полноценных фестивальщиков и "хвостов". Полноценные - те, которые участвуют в конкурсе. "Хвосты", соответственно - те, которые не участвуют, а едут просто послушать других и потусоваться. Если вы знаете хотя бы три аккорда и в курсе, с какой стороны у гитары гриф, рекомендую первый вариант. Ибо положение "хвоста" гораздо зависимее и ненадежнее, чем у полноценного участника. Периодически возникает ситуация, когда оргкомитет фестиваля, узнав, сколько человек собралось к ним приехать, сначала дружно падает в обморок а затем дает команду: "Отсечь хвосты!" - т.е. оставить дома не идущих в конкурс. Если вы решили идти в конкурсе, знайте, что существуют три номинации: автор, исполнитель и композитор. Требования в авторской песне порядком отличаются от принятых, скажем, в роке. Труднее всего исполнителям: им необходимо хорошо владеть гитарой и прилично петь. Композиторам чуть полегче: хорошее пение приветствуется, но не обязательно. Наиболее халявная номинация - авторская: можно не иметь голоса и с трудом ковырять гитару, но вылезать за счет приличных текстов, ибо в авторской песне - в отличие от того же рока - основную нагрузку несет текст. Музыка в большинстве случаев рассматривается как украшающий элемент.

4. Где жить?

Итак, вы приехали. Следующий шаг - куда-нибудь приткнуться. Существует мнение, что это не обязательно, ибо на фестивале можно вообще не спать, а время бодрствования проводить, шатаясь по разным тусовкам. Это, в принципе, верно, однако такой режим подходит лишь старым матерым фестивальщикам, владеющим высоким искусством одновременно одним глазом дремать, а вторым ухом слушать песни. На освоение этого навыка у вас уйдет не один год, так что советую все же поискать место для ночлега. Если у вас есть деньги, чтобы снять номер в гостинице, или если вашей команде выделили какое-нибудь жилье, или если фестиваль проходит на природе и у вас есть палатка - не читайте этот раздел. Если нет - надо кому-нибудь "упасть на хвост", т. е. примкнуть к людям, которые хотя бы в общих чертах представляют, где они будут жить, и постараться остаться там жить вместе с ними. "Паданье на хвост" становится возможным потому, что на фестивалях по невыясненным пока причинам резко меняются физические характеристики пространства - времени. Например, в комнате площадью около 15 кв. м., часть которой занята вещами, спать на (или в) которых можно лишь в экстремальной ситуации (шкафы, столы и т.д.) легко размещается на ночь (вернее, на утро, поскольку фестивальная ночь начинается часов в 5 - 6 утра и заканчивается часов в 9 - 10) до десяти человек. Нелегко - до пятнадцати. Если поднапрячься и дружно выдохнуть - до двадцати. Что касается времени, то обычно, вернувшись домой, вы с удивлением обнаружите что прошло не две - три недели, как вы были уверены, а всего три - четыре дня...

5. Как жить?

Как известно, человеку необходимо есть, хотя бы изредка. Есть фестивали, на которых участников (не "хвостов"!) кормят за счет организаторов (вернее, спонсоров), но, во-первых, это встречается далеко не всегда; во-вторых, количество "хвостов" в команде часто равно или превышает количество участвующих в конкурсе, а разве может настоящий фестивальщик спокойно кушать супчик, глядя в голодные лица друзей? В-третьих, даже плотно поужинав в столовой часов в семь вечера, к трем часам утра вы все равно будете ощущать зверский голод. Так что продукты с собой везти надо. (Как показывает опыт, попытки закупить еду по приезде редко увенчиваются успехом. Причины этому бывают самые различные - от "Скупили всю водку" до "Скупили все кассеты", итог всегда один - "Остались без копья".)

6. Как жить дальше? или Кто виноват и что делать?

После хорошего фестиваля обычно наступает хорошая же депрессия. Готов все отдать, чтобы вернуться обратно хотя бы на денек и снова увидеть весь этот сумасшедший любимый народ. Да - да, не стоит обольщаться на свой счет: если вы собираетесь ехать на фестиваль, вы тоже сумасшедший/ая. Ну, как минимум (поскольку вы только начинаете) ненормальный/ая. Нормальные люди не мотаются по бард/рок/фолк/и пр., и пр. фестивалям, не пишут стихи/музыку/картины, а сидят себе дома, лузгают семечки и смотрят сериалы. Виноваты в вашей ненормальности больше всего вы сами (нечего было читать всякие книжки и слушать всякую музыку), ну, может еще немного мама с папой (генетика, знаете ли). Что делать? - расслабиться и получить удовольствие. Добро пожаловать в наш Бедлам!

Марина Андреева

ПАРОДИЯ АЛЯ ПРАСЛОВ НА ПОГОРЕЛОВА

Что ж это, братцы, за несчастие такое?
Уж третью ночь не сплю. Попробуй тут усни:
Мне снятся классики. Печальною толпою
Стоят и смотрят с укоризною они.

...Рыдал Тургенев, Маркс вопил остервенелый, 
А граф Толстой волосья рвал - был зол, как бес.
Кричал: "За что меня уделал, Погорелый,
А заодно - Дюму и Пушкина А. эС. ?!"

В поту холодном просыпаюсь с криком жутким,
Крича - мол, я не я и мама не моя.
Мол, слушал только, не писал, мол, это ж - шутка,
Мол, отцепитесь же, любезные друзья!
 
Но этот ужас стал и днем ко мне являться -
Я тут вчера уж прям почти на стенку влез:
С утра до ночи в голове крутилась, братцы,
Одна лишь песенка про Пушкина А. эС.

В борьбе с шизой читал журналы и газеты,
Засел за книжки "Сделай сам" и "ЖЗЛ",
Смотрел по телику про то, про се, про это,
Чтоб перебить мотив, что в голове засел.

Но все зазря. нет сил прогнать напасть проклятую.
С самим собой и с духом времени вразрез
Я изъясняюсь исключительно цитатами
Из Погорелого и Пушкина А. эС.

И, братцы, кажного такое ожидает, 
Кто фразу эту услыхал хотя бы раз...
А, кстати авторов  - чтоб им всю жизнь читать только классику!
                    - за такие штучки убивают!!!
Но это будет уже следущий рассказ.
Марина Андреева
музыкальная рекламамузыкальная реклама
 Клуб··»   Откровение··»   Барды··»   Фестивали··»   Пресса··»   Гости··»   @Почта   ©MoroSoft